|
Трудовой кодекс РФ
c комментариями
Комментарий к статье 23
§ 1. В раздел II Трудового кодекса "Социальное партнерство в сфере труда" внесены изменения
редакционного и содержательного характера.
Так, существенные изменения внесены в статьи о представительстве работников (ст. 30, 31), порядок ведения
коллективных переговоров (ст. 37). Данный раздел дополнен статьями об участии органов социального партнерства в
формировании и реализации государственной политики в сфере труда (ст. 35.1), о действии соглашения (ст. 48), более полно
указано на вопросы, включаемые в коллективный договор (ст. 41) и соглашения (ст. 46).
Отмеченные и другие изменения, внесенные в раздел "Социальное партнерство в сфере труда", комментируются
применительно к его конкретным статьям.
§ 2. Новая редакция ст. 23 дополняет ее наименование и содержание указанием на сферу труда.
Таким образом определена и уточнена сфера социального партнерства, регулируемых трудовым правом
социально-партнерских отношений. Трудовой кодекс регулирует отношения социального партнерства именно в сфере труда.
Известно, что социальное партнерство понимается достаточно широко. Им обозначают отношения между
государством и гражданским обществом, между государством (его органами), профсоюзами (их объединениями) и
предпринимателями (их объединениями) по всему кругу социальных и экономических вопросов.
Выделение социального партнерства в сфере труда в качестве объекта регулирования трудовым правом, и
прежде всего нормами Трудового кодекса, вполне естественно, поскольку отношения социального партнерства в этой
сфере неразрывно связаны с трудовыми отношениями. На это прямо указывает ст. 1 ТК.
Часть 2 из ст. 23 перенесена в ст. 25 и стала ее ч. 2 в уточненной редакции.
§ 3. Социальное партнерство, его правовое регулирование в кодификационном акте впервые нашло
отражение в ТК, его разделе II "Социальное партнерство в сфере труда". Он содержит наиболее существенные положения
регулирования общественных отношений по социальному партнерству, которые, как и ряд других общественных отношений,
непосредственно связанных с трудовыми отношениями, входят в предмет трудового права. О том, что отношения по
социальному партнерству в сфере труда, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и
соглашений регулируются трудовым законодательством, прямо сказано в ст. 1 ТК.
Среди принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними
отношений также названо социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их
объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
(см. ст. 2 ТК).
§ 4. Усиление роли социального партнерства, соглашений и коллективных договоров в регулировании
трудовых и непосредственно связанных с ними отношений отражено не только в предмете трудового права и его принципах,
но и в разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной
власти субъектов РФ. Основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и
изменения коллективных договоров и соглашений отнесены к ведению федеральных органов государственной власти в
сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (см. ст. 6 ТК). Это означает, что
законодательством субъектов РФ федеральные нормы по названным вопросам не могут быть изменены и вместе с тем могут
быть дополнены и развиты, поскольку как часть трудового законодательства они входят в предмет совместного ведения
Российской Федерации и ее субъектов (см. п. "к" ст. 72 Конституции РФ).
§ 5. Раздел II ТК сформирован на основе ранее принятых законодательных актов федерального и
регионального уровней: Закона РФ от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях", с изменениями и
дополнениями, внесенными в него в 1995 г. (Ведомости РФ. 1992. N 17. Ст. 890; СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4558), Федерального
закона от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148),
законов о социальном партнерстве, о коллективных договорах и соглашениях, принятых во многих субъектах РФ (см.,
например, Закон города Москвы от 22 октября 1997 г. "О социальном партнерстве" // Солидарность. 1997. N 23; Закон
Томской области от 3 июня 1999 г. "О социальном партнерстве в Томской области" // Красное знамя. 1999. 13 авг.; Закон
Республики Татарстан от 18 февраля 1999 г. "О социальном партнерстве" и др.).
После введения в действие ТК (1 февраля 2002 г.) названные выше Законы (как и все другие нормативные
правовые акты) могут применяться постольку, поскольку они не противоречат Кодексу (см. ст. 423 ТК). К отношениям по
социальному партнерству, возникшим после 1 февраля 2002 г., применяются нормы ТК. Если такие отношения возникли до
1 февраля 2002 г. и продолжаются после указанной даты, то нормы ТК применяются к ним после 1 февраля 2002 г. (см. ст.
424 ТК).
§ 6. Социальное партнерство - многоплановое явление, которое может быть охарактеризовано с
политической, экономической, правовой точек зрения. По этой причине встречается различное понимание социального
партнерства, его роли, целей и задач. Статья 23 ТК содержит правовое понятие социального партнерства, позволяет
определить участников этих отношений, их цель.
Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей,
- установление минимальных социально-трудовых стандартов, предоставляя все больший простор для
коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений.
В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между
работниками и работодателями, обеспечение согласования их интересов в сфере труда. Согласование интересов сторон
социального партнерства поставлено Кодексом в качестве цели, к которой стороны должны стремиться в своих
взаимоотношениях.
§ 7. В социальном партнерстве участвуют работники, работодатели, а также при определенных
обстоятельствах органы государственной власти (точнее - органы исполнительной власти) федерального, регионального
уровней и органы местного самоуправления. В отношения социального партнерства они вступают через своих представителей,
о которых сказано в ст. 29 - 34 ТК. Следовательно, необходимо различать стороны социального партнерства и участников
соответствующих отношений.
Государство как таковое не является субъектом (участником) отношений по социальному партнерству. Оно
как властная структура устанавливает правила поведения сторон и участников социального партнерства путем принятия
соответствующих законов. С целью проведения государственной политики в социальном партнерстве выделяются
представители от органов исполнительной власти.
§ 8. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных
в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают сторонами социального
партнерства в тех случаях, когда они являются работодателями, а также в других случаях, предусмотренных трудовым
законодательством (см. ч. 2 ст. 25 ТК).
С нашей точки зрения, поскольку представитель действует от имени представляемого и в его интересах, он
самостоятельной стороной социального партнерства, по сути, не является. Представители участвуют в отношениях
социального партнерства не самостоятельно, а как уполномоченные надлежащим образом выразители интересов
соответствующей стороны.
На главную
|
Назад
|
|