Трудовой кодекс РФ c комментариями  


Трудовой кодекс РФ

c комментариями


Комментарий к статье 37

§ 1. Следует иметь в виду, что части ст. 37, которые определяли порядок формирования единого представительного органа работников для ведения коллективных переговоров, кардинально изменены.
  Редакционные изменения, не меняющие сути, внесены в ч. 1 и те, которые регламентируют порядок определения представительства работников для ведения коллективных переговоров, подписания соглашений.
  Части 2 - 5 ст. 37 в новой редакции посвящены коллективным переговорам на локальном уровне, ч. 6 - на более высоких уровнях, ч. 1, 7 и 8 устанавливают общие правила для коллективных переговоров на любом уровне.

§ 2. Как и ранее, Кодекс не устанавливает жестких правил ведения коллективных переговоров. Участники переговоров - представители сторон сами определяют круг подлежащих обсуждению вопросов, сроки, место и порядок (регламент) проведения коллективных переговоров. На практике процедура созыва комиссии по коллективным переговорам, место и порядок проведения, обсуждения вопросов, возникающих при подготовке проекта и оформлении коллективного договора, определяются положением, утверждаемым представителями сторон, как правило, с учетом рекомендаций, разрабатываемых профсоюзными органами в помощь практике.

§ 3. Особое внимание необходимо обратить на определяемую ст. 37 ТК необходимость создания единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, разработки проекта единого коллективного договора и его заключения. На практике это комиссия по ведению коллективных переговоров.
  Кодекс предусматривает несколько вариантов представительства работников на коллективных переговорах по поводу коллективного договора.
1. Представительствовать имеет право первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя. Она вправе по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без создания единого представительного органа (ч. 3 ст. 37).
2. Если две или более профсоюзные организации объединяют в совокупности более половины работников данного работодателя, то по решению их выборных органов они могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки проекта единого коллективного договора и его заключения (ч. 2 этой же статьи). Кодекс определяет принципы формирования единого представительного органа - его пропорциональность, зависимость от численности членов профсоюза в каждой из профсоюзных организаций. В состав единого представительного органа должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, этот орган создавших (см. там же). Единому представительному органу принадлежит право направить работодателю (его представителю) предложения о начале коллективных переговоров по подготовке заключений или применению коллективного договора от имени всех работников (см. там же).
3. Если же ни одна из первичных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, которые пожелали создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. Для этого кроме решения собрания (конференции) работников требуется согласие выборного органа профсоюзной организации, которой работники поручают вступать в коллективные переговоры (ч. 4 ст. 37).
4. Когда такая профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями (см. там же). Ясно, что имеются в виду полномочия по ведению коллективных переговоров, подготовке проекта коллективного договора и его заключению. Право выступать с инициативой проведения коллективных переговоров у иного представителя (представительного органа) работников имеется в силу ст. 37 (см. там же). Представитель (члены представительного органа) должен быть работником данного предприятия (см. там же). Сравнение приведенных выше положений ст. 37 и ст. 29 - 31 ТК показывает, что между ними прослеживается прямая связь. То, что заложено в ст. 29 - 31, продублировано в ч. 2 - 4 ст. 37 применительно к представителям работников на коллективных переговорах. Это закономерно, поскольку ст. 29 - 31 определяют представителей работников в социальном партнерстве, а коллективные переговоры - одна из форм социального партнерства (см. ст. 27).
5. На указанных в ч. 2 - 4 ст. 37 ТК представителях работников (см. § 3 комментария к данной статье) лежит обязанность одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа (см. ч. 5 ст. 37).
  Возможно, что эти профсоюзные организации в указанный срок не сообщат о своем решении или откажутся направить своих представителей в единый представительный орган. Тогда коллективные переговоры начинаются без их участия (см. там же).
  Однако это не исключает полностью возможности их участия в коллективных переговорах. За ними в течение месяца со дня начала коллективных переговоров (которым считается день, следующий за днем получения инициатором их проведения ответа другой стороны, - см. ч. 1 ст. 36) сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа (см. ч. 5 ст. 37).
  Кодекс (ч. 5 ст. 37) признает членов единого представительного органа представителями стороны работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

§ 4. Следует обратить внимание на различие в прежних и новых формулировках относительно степени обязательности создания единого представительного органа. Если прежняя редакции ст. 37 предусматривала, что единый представительный орган "создается" (т.е. по смыслу должен быть создан), то новая редакция этой статьи предусматривает, что его "могут" создать (т.е. предусматривается возможность его создания).
  Смягчение указанной формулировки, с нашей точки зрения, не означает, что единый представительный орган при указанных в ст. 37 условиях не создается. Его необходимость очевидна. Без его создания в приведенных в ст. 37 ситуациях практически невозможно вести коллективные переговоры, выработать коллективный договор и заключить его.

§ 5. Статья 37 ТК разграничивает порядок ведения коллективных переговоров в организации и на более высоких уровнях.
  На уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории право на ведение коллективных переговоров предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). Если на том или ином уровне действует несколько профсоюзов, ни один из них не лишается права быть представленным на коллективных переговорах в составе соответствующей комиссии в качестве члена единого представительного органа для ведения коллективных переговоров. Этот орган формируется с учетом количества представляемых каждым профсоюзом членов своей организации (см. ч. 6 ст. 37).
  Если единый орган для ведения коллективных переговоров на соответствующем уровне не создан, то право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов) (т.е. наиболее представительному профсоюзу, объединению профсоюзов) (см. там же).

§ 6. Ведение коллективных переговоров невозможно без полной и достоверной информации представителей сторон о финансово-экономическом положении организации, отрасли, региона и т.д., о перспективах их развития, положении работников, условиях их труда. Поэтому ст. 37 ТК обязывает стороны предоставлять друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Каждая сторона запрашивает (в письменном виде) необходимую ей информацию. Другая сторона не позднее 2 недель со дня получения запроса должна эту информацию предоставить.
  Предоставление работникам информации для участия в управлении организацией и ведения коллективных переговоров, а также примерный перечень необходимых для этого сведений предусматривает Рекомендация МОТ N 129 "О связях между администрацией и трудящимися на предприятии".
  Информация, необходимая для ведения коллективных переговоров, может содержать сведения, не подлежащие разглашению (государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну).
  В связи с этим ст. 37 ТК обязывает участников коллективных переговоров, других лиц, связанных с их ведением, не разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне. Лица, виновные в разглашении указанных сведений, привлекаются к дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами.
  Утверждены Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, и Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. См.: Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", с последующими изменениями (РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2003. N 27. Ст. 270, N 46. Ст. 4449; 2004. N 35. Ст. 3607); Правила разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2005 г. N 443 (СЗ РФ. 2005. N 31. Ст. 3224). См. также Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1050, с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. N 637 (СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4987; 2003. N 33. Ст. 3269; 2004. N 47. Ст. 4658).
  Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 (СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127). Указом от 23 сентября 2005 г. N 1111 в него внесены изменения (СЗ РФ. 2005. N 39. Ст. 3925).
  29 июля 2004 г. принят Федеральный закон N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283). В нем сформулированы понятия коммерческой тайны, информации, составляющей коммерческую тайну, режима коммерческой тайны, обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, и др.
  Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю данной информации с учетом положений Федерального закона от 29 июля 2004 г. (ст. 4).
  Информация, полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом, несмотря на то что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо (ст. 4). Федеральным законом от 29 июля 2004 г. (ст. 5) определен круг сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.
  Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в отношении, в частности, следующих сведений:
- содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о составе имущества государственных или муниципальных предприятий, государственных учреждений и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
- о численности и составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в том числе об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест;
- о задолженности работодателей по выплате заработной платы и иным социальным выплатам;
- о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;
- о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, размере и составе их имущества, их расходах, численности и оплате труда их работников, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
- о перечне лиц, имеющих право действовать по доверенности от имени юридического лица, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
  На основании Федерального закона от 29 июля 2004 г. в ряде организаций руководство начало утверждать локальные положения о коммерческой тайне, не всегда советуясь с представителями работников (профкомами). Между тем среди сведений, относимых к информации, содержащей коммерческую тайну, имеются и такие, которые непосредственно связаны с трудом работников, его условиями. Поэтому работодатель вправе принять такой локальный нормативный акт только с соблюдением ст. 8, 371 и 372 ТК, т.е. выяснив мнение профкома по его содержанию. Кроме того, возложение на работников обязанности сохранять коммерческую тайну существенно дополняет условия их труда, права и обязанности, предусмотренные ранее заключенными с ними трудовыми договорами. Следовательно, работодатель обязан заранее (за два месяца) ознакомить работников с изменениями, вносимыми в их права и обязанности локальным положением о коммерческой тайне (см. ст. 57, 73 ТК). Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну предприятий, ранее содержался в Постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 (СЗ РСФСР. 1992. N 1-2. Ст. 7).

§ 7. Если сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной) и они известны участникам коллективных переговоров, другим лицам, связанным с этими переговорами, то они не должны ими разглашаться. Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами (см. ч. 7 ст. 37 ТК).
  Дисциплинарная ответственность наступает в соответствии со ст. 192, 193 ТК. Гражданско-правовая - в соответствии с нормами ГК РФ, если разглашение сведений привело к имущественному ущербу; административная ответственность - в соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ; уголовная ответственность - в соответствии со ст. 183, 272 и 283 УК РФ.

§ 8. Организационные вопросы (сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров) определяются представителями сторон, являющимися участниками этих переговоров (см. ч. 8 ст. 37 ТК). Ими же решаются вопросы материально-технического обеспечения работы комиссий, процедуры их заседаний. Названные и другие вопросы решаются либо на первом заседании комиссии, либо по предварительной договоренности сторон (в заключаемом ими соглашении), либо в положениях о соответствующих комиссиях.


На главную | Назад



 
Кодексы и законы РФ

Уголовный кодекс РФ c комментариями

Скачать Трудовой Кодекс
(редакция от 30.12.2015)