Трудовой кодекс РФ c комментариями  


Трудовой кодекс РФ

c комментариями


Комментарий к статье 183

§ 1. Согласно Конституции РФ социальные пособия, одно из которых - пособие по временной нетрудоспособности, устанавливаются законом (п. 2 ст. 39). Однако в отношении данного пособия это конституционное предписание еще не выполнено: условия, нормы обеспечения и другие вопросы до сих пор регулируются в основном актами Правительства СССР, ВЦСПС (он в прошлом руководил работой по государственному социальному страхованию), а в последние годы - актами Правительства РФ и даже Фонда социального страхования, который вообще не наделен правом нормотворческой деятельности в сфере регулирования отношений, связанных с обеспечением пособиями.
  Важнейший нормативный акт, многие нормы которого применяются и поныне, - Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (далее - Основные условия). Они утверждены Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191 (СП СССР. 1984. N 8. Ст. 46). В развитие этого акта ВЦСПС утвердил 12 ноября 1984 г. Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (М., 1984).

§ 2. Пособие по временной нетрудоспособности выдается при заболевании (травме); при болезни члена семьи в случае необходимости ухода за ним и в некоторых других случаях (при карантине, протезировании и т.д.).
  Как правило, пособие выдается, если временная нетрудоспособность наступила в период работы. Периодом работы считается первый ее день и до дня увольнения, включая и день увольнения, т.е. все то время, в течение которого работник состоит в трудовых отношениях с работодателем. В некоторых случаях допускаются изъятия из этого общего правила, например при наступлении длительной нетрудоспособности (свыше месяца) в течение месяца после увольнения с работы по уважительной причине.

§ 3. Пособие по общим правилам выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или установления инвалидности, даже если в это время работник был уволен. С 1 января 2005 г. эти правила изменены: в 2005 г. пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачивается застрахованному за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня - за счет средств Фонда социального страхования (ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 202-ФЗ // РГ. 2004. 31 дек.). Данное правило, видимо, трансформируется в перспективе в постоянное правило.
  Следует отметить, что в ряде стран страховое пособие также выплачивается не с первого дня нетрудоспособности. В них введен так называемый выжидательный срок. Россия, таким образом, в этом отношении заимствует опыт других стран. Однако там совсем иной уровень оплаты труда, он выше в несколько раз, чем в нашей стране. Будут ли работодатели выплачивать средний заработок за первые два дня временной нетрудоспособности, т.е. нести лишние расходы на оплату того труда, который практически не выполнялся? Вполне очевидно, что многие из них будут стремиться избежать этих расходов.

§ 4. Правила выдачи пособий при болезни члена семьи в случае необходимости ухода за ним различаются в зависимости от возраста заболевшего.
  Пособие по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выдается одному из родителей (иному члену семьи) за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока (ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан // Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст. 1318).
  Если заболел взрослый член семьи или подросток старше 15 лет, то пособие выдается не более чем за три календарных дня. Продление этого срока допускается лишь в исключительных случаях в зависимости от тяжести заболевания члена семьи и бытовой обстановки, но не более чем до семи календарных дней в общей сложности.

§ 5. Размеры пособия по временной нетрудоспособности прежде всего дифференцируются в зависимости от причины наступления нетрудоспособности.
  При наступлении временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания размер пособия всегда составляет 100% заработка независимо от каких-либо дополнительных обстоятельств. В других случаях, кроме трудового увечья и профессионального заболевания, размер пособия составляет 100, 80 или 60% заработка в зависимости от ряда обстоятельств.
  В размере 100% заработка пособие выплачивается, в частности, следующим работникам: имеющим непрерывный трудовой стаж восемь и более лет; имеющим на своем иждивении трех или более детей, не достигших 16 (учащиеся - 18) лет (это правило не распространяется на тех работников, у которых непрерывный трудовой стаж, необходимый для получения пособия в размере полного заработка, не сохранился в связи с увольнением в течение последних восьми лет с работы по основаниям, перечисленным в подп. "а" - "з" Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. N 252 // СП СССР. 1973. N 10. Ст. 51); если временная нетрудоспособность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении интернационального долга, и некоторым другим работникам.
  В размере 100% заработка пособие выдается во всех случаях инвалидам Великой Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным в отношении льгот к инвалидам войны (инвалиды вследствие военной травмы - по терминологии пенсионного законодательства). В размере 80% заработка выплачивается пособие тем работникам, непрерывный трудовой стаж которых составляет от 5 до 8 лет, а в размере 60% - при непрерывном трудовом стаже до 5 лет.
  Иные довольно сложные правила определения размера относятся к пособию по уходу за заболевшим членом семьи - ребенком, не достигшим 15 лет. Пособие за первые календарные дни, с 1-го по 7-й включительно, выдается в размере, который определяется на общих основаниях. С 8-го дня и далее размер пособия составляет 50% заработка. Несколько иначе определяется размер пособия по уходу за заболевшим ребенком одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы. Всем им размер пособия определяется за период до 10-го календарного дня включительно на общих основаниях, а с 11-го дня и далее - в размере 50% заработка.

§ 6. Выше указывалось, что при наступлении временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья размер пособия составляет 100% заработка независимо от каких-либо дополнительных обстоятельств. Следует иметь в виду, что Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803; 2001. N 44. Ст. 4152; 2002. N 48. Ст. 4737; 2003. N 17. Ст. 1554, N 28. Ст. 2887) установлены особые правила обеспечения пособием по временной нетрудоспособности, если нетрудоспособность наступила вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Практически трудовым увечьем считается временная нетрудоспособность, которая наступила в пути на работу или с работы; вблизи организации или иного места работы, если нахождение там не противоречило правилам внутреннего трудового распорядка. Временная нетрудоспособность считается наступившей вследствие трудового увечья, если несчастный случай, вызвавший повреждение здоровья, произошел также: при прохождении производственного обучения (практики) либо проведении учебных опытов (экспериментов) во время учебы; при выполнении государственных обязанностей, а также заданий общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции РФ; при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

§ 7. Названными выше актами Союза ССР (см. § 1 комментируемой статьи) регулируются многие другие вопросы: о порядке выдачи пособия при наступлении временной нетрудоспособности в период ежегодного отпуска, отпуска без сохранения заработка, в период временной приостановки работы, учебного отпуска; перечисляются случаи, когда пособие не выдается и когда работники лишаются его; определяются правила подсчета размера дневного пособия и общей суммы полагающегося пособия за период временной нетрудоспособности и т.д.

§ 8. Документом, на основании которого назначается и выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, а также пособие по беременности и родам, является больничный листок. Официально он именуется теперь листком нетрудоспособности.
  Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утверждена в соответствии с поручением Правительства РФ Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ и Фондом социального страхования РФ 19 октября 1994 г. и введена в действие с 1 декабря 1994 г. (Больничный листок. М., 1998).
  В Инструкции расширен круг медицинских учреждений, врачи которых имеют право выдавать листки нетрудоспособности, существенно увеличены сроки, на которые врач единолично вправе выдавать листок нетрудоспособности, а также сроки, по истечении которых больные направляются на освидетельствование в учреждение государственной службы медико-социальной экспертизы, и т.д.

§ 9. Выше отмечалось (см. § 1), что нормативные акты о пособиях по временной нетрудоспособности принимаются Правительством РФ и даже Фондом социального страхования. Следует обратить внимание, что Совет Министров РСФСР и Федерация независимых профсоюзов РСФСР Постановлением от 22 июля 1991 г. N 405 приостановили на территории России действие подп. "б" п. 30 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (см. § 1) в отношении лиц, страдающих хроническим алкоголизмом. Установлено, что впредь до принятия нового акта таким лицам выдаются листки нетрудоспособности и выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности.

§ 10. Размер пособия по временной нетрудоспособности в прошлом не ограничивался какой-либо предельной суммой. Попытка ограничения была предпринята в 2000 г. Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. было установлено, что пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из фактического заработка работающих граждан и не может превышать за полный месяц сумму, равную 85-кратному минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом. В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом этих коэффициентов (СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1259). Данный Указ не соответствовал ст. 239 КЗоТа, т.е. закону, в связи с чем не должен был применяться. Однако Федеральным законом от 11 февраля 2002 г. "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 г." (СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 628) максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, как и пособия по беременности и родам, установлен. Статья 15 данного Закона гласит: "Установить, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 11700 руб.
  В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов.
  Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам, установленные настоящей статьей, применяются в случаях, если временная нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам наступили после вступления в силу настоящего Федерального закона".
  Закон вступил в силу, как указано в ст. 24, с 1 января 2002 г.
  Первый вопрос касается легитимности введения в силу этого Закона не со дня его официального опубликования, т.е. 14 февраля 2002 г., а с 1 января 2002 г. Согласно ст. 15 Конституции РФ (п. 3) законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Данный Федеральный закон, безусловно, затрагивает права граждан, он их ограничивает, а следовательно, в период до его официального опубликования, т.е. вступления в действие, согласно Конституции РФ не может применяться.
  Ограничение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, установленное Федеральным законом от 11 февраля 2002 г., продлено на 2003 г. Федеральным законом от 8 февраля 2003 г. "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" (СЗ РФ. 2003. N 6. Ст. 508).
  Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год" (СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4852) ограничение размера пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам суммой 11700 руб. продлено и на 2004 г. Таким образом, данное временное ограничение практически превратилось в постоянное. При этом максимальная сумма пособий оставалась прежней, она не увеличивалась в связи с инфляцией, которая все еще значительна, и ростом номинальной оплаты труда занятого населения. Следствие этого - снижение реального уровня максимального размера пособий (об уровне инфляции см. § 4 комментария к ст. 184 ТК). Следует отметить, что в связи с несвоевременным решением о продлении в этой части действия Закона, которым введен максимальный размер пособия на 2003 и 2004 гг., граждане могут оспорить ограничение, если оно было применено в тот период, когда размер пособия не ограничивался, например в январе 2003 и 2004 гг.
  На 2005 г. также был сохранен максимальный размер пособия. Однако его сумма повышена до 12480 руб., т.е. на 6,66%. Повышение явно не компенсировало его реального снижения (ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2005 г. N 202-ФЗ // РГ. 2004. 31 дек.).
  Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам на 2006 г. вновь повышен: за полный календарный месяц эти пособия не могут превышать 15000 руб., повышение составило в расчете на месяц 2520 руб., оно оказалось более существенным (Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 180-ФЗ (СЗ РФ. 2005. N 52 (ч. 1). Ст. 5593), вступивший в силу с 1 января 2006 г.). В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальные размеры этих пособий, как и прежде, определяются с учетом районных коэффициентов.
  Упомянутым выше Федеральным законом предусмотрено также, что застрахованному лицу, которое в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработало фактически менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) и пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов. В случае если застрахованное лицо в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам работало у нескольких работодателей, при определении периода фактической работы учитывается также период (периоды) его работы у предыдущего (предыдущих) работодателя (работодателей).
  Федеральным законом от 8 февраля 2003 г. установлено также, что минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием) и пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов (о минимальном размере оплаты труда см. ст. 133 ТК и комментарий к ней).

§ 11. Согласно ст. 183 выплата работнику пособия по временной нетрудоспособности является обязанностью работодателя. До выплаты пособия его назначает в соответствии с федеральным законом также работодатель. Однако пока федерального закона о пособиях по временной нетрудоспособности еще нет, действуют правовые акты СССР.

§ 12. Правительство РФ неоднократно вносило предложение изменить сложившуюся систему обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности граждан, работающих по трудовому договору. В настоящее время соответствующий проект федерального закона по данному вопросу находится на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания. Он предусматривает, в частности, введение небольшого выжидательного срока (им принято называть те первые дни временной нетрудоспособности, за которые пособие не выдается), некоторое снижение уровня пособия, определение размеров пособий в зависимости от длительности не непрерывного трудового стажа, а общего и т.д. Некоторые из этих предложений вызывают обоснованные возражения, они не учитывают опыт как нашей страны, так и других развитых стран, а также сравнительно низкий уровень оплаты труда в России.

§ 13. О праве работника на обязательное социальное страхование, возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда, а также о соответствующих обязанностях работодателя см. ст. 21, 22, 184 ТК и комментарии к ним.

§ 14. Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. установлен особый порядок начисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, некоторых других граждан, а также порядок уплаты страховых взносов отдельными категориями страхователей (СЗ РФ. 2003. N 1. Ст. 5). Этот Закон вступил в силу с 1 января 2003 г. Гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет следующих источников: средств Фонда социального страхования РФ - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (для выплаты этой части пособия используются средства, поступившие от указанных выше налогов); средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
  О минимальном размере оплаты труда см. ст. 133 ТК и комментарий к ней.
  Исчисление пособия, его назначение и выплата осуществляются на общих основаниях. Другие виды пособий по обязательному социальному страхованию по-прежнему выдаются полностью за счет средств Фонда социального страхования РФ (см. ст. 183, 255 - 257 ТК и комментарии к ним).
  Наряду с этим работодатели, которые перечислены выше, вправе добровольно уплачивать в Фонд социального страхования РФ страховые взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности. Страховой тариф в данном случае составляет 3% налоговой базы, определенной в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса, а порядок оплаты устанавливается Правительством РФ.
  Воспользуются ли работодатели предоставленным им правом добровольно страховать своих работников, покажет время. Если такое добровольное страхование состоится, то пособие по временной нетрудоспособности будет выплачиваться за счет Фонда социального страхования РФ на равных основаниях с другими застрахованными (см. § § - 13).

§ 15. Согласно Федеральному закону от 31 декабря 2002 г. адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признанные индивидуальными предпринимателями, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования РФ. Размер страховых взносов - 3,5% налоговой базы (заработка), определяемой в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса. Порядок уплаты взносов устанавливается Правительством РФ. Все указанные граждане приобретают право на получение пособия по обязательному социальному страхованию при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд обязательного социального страхования РФ в течение 6 месяцев. Это по существу не обязательное, а добровольное социальное страхование. Некоторые из перечисленных граждан (например, адвокаты) могут установить для себя корпоративное социальное страхование вне рамок указанного Фонда.
  Адвокаты в прошлом подлежали обязательному страхованию наравне с другими гражданами. Теперь они подлежат лишь обязательному пенсионному страхованию. То же произошло и с теми, кто работает у отдельных граждан (няни, домашние работницы, водители, сторожа и т.д.) - право на обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности и по материнству у них возникает лишь при указанном выше условии - уплате страховых взносов за себя в Фонд социального страхования РФ в течение 6 месяцев.
  Минтруда РФ и Фонд социального страхования РФ Постановлением от 18 апреля 2003 г. утвердили Разъяснение о некоторых вопросах обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, указанных в Федеральном законе "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (Разъяснение зарегистрировано в Минюсте РФ 19 мая 2003 г. // Бюллетень Минтруда РФ. 2003. N 6).
  Об исчислении, назначении и выплате пособия в этом случае см. ст. 183, 255 - 257 ТК и комментарии к ним.

§ 16. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год" (СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 4852) введен новый порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам. С 2004 г. эти пособия исчисляются из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного стажа и иных условий, установленных законодательством и другими нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании. Исчисление среднего заработка осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии со ст. 139 ТК РФ. При этом в случае повышения заработной платы в расчетном периоде такое повышение учитывается с даты повышения фактической заработной платы.
  Работнику, который в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработал фактически менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием), пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов (о минимальном размере оплаты труда см. ст. 133 ТК и комментарий к ней). На основании вышеупомянутого Закона Правительство РФ утвердило соответствующее Положение, а Минтрудразвития РФ - Разъяснение. Поскольку исчисление среднего заработка осуществляется ныне иначе, чем прежде, приводим основное содержание Разъяснения. Частью 1 ст. 8 Закона установлено, что при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам исчисление среднего заработка работника осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии со ст. 139 ТК (СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3).
  В связи с этим указанные пособия исчисляются из среднего заработка, определяемого в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. (СЗ РФ. 2003. N 16. Ст. 1529), с учетом положений ст. 8 Закона и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.
  В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
  В среднем заработке при исчислении пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги и (или) страховые взносы, поступающие в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона учитывается заработная плата только по основному месту работы.
  В соответствии с абз. 1 п. 3 Положения и ч. 1 ст. 8 Закона расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. Работнику, который в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработал фактически менее 3 месяцев, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием), пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых установлены коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов. При определении периода фактической работы за последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам не учитываются периоды, в течение которых работник фактически не работал:
- работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
- работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
- работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
- работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
- работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В период фактической работы в последние 12 календарных месяцах перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам включается время, в течение которого работник фактически работал, и за ним сохранялась средняя заработная плата в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- при направлении в служебные командировки;
- при переводе на нижеоплачиваемую работу.
  В случае если работник за последние 12 календарных месяцев работал у нескольких работодателей, при определении трех месяцев фактической работы учитывается также период его работы у предыдущего работодателя (работодателей) в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании копии трудовых договоров.
  Если работник в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработал фактически три и более месяцев, расчетный период в конкретной ситуации определяется в порядке, установленном пп. 4 - 7 Положения.
  Средний дневной заработок определяется в порядке, установленном п. 8 Положения. Средний часовой заработок работника при суммированном учете рабочего времени определяется в порядке, установленном п. 13 Положения. При расчете среднего заработка премии и вознаграждения учитываются в порядке, установленном п. 14 Положения.
  Дальнейший порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам производится в соответствии со ст. 8 Закона по общим правилам с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.
  В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона в случае повышения заработной платы в расчетном периоде такое повышение учитывается с даты повышения фактической заработной платы. В связи с этим при определении среднего заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам пп. 15 и 16 Положения не применяются. Новые правила исчисления пособий существенно отличаются от прежних, которые были установлены Основными условиями обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (см. § 1 комментария к данной статье). Пособия, исчисленные по новым правилам, оказываются, как правило, значительно ниже.
  Изложенный выше порядок исчисления пособий сохранен и на последующие годы (ст. 2 Федерального закона от 22 декабря 2005 г. N 180-ФЗ). Однако следует иметь в виду, что в 2006 году с учетом непрерывного стажа размер пособия по беременности и родам не определяется.


На главную | Назад



 
Кодексы и законы РФ

Уголовный кодекс РФ c комментариями

Скачать Трудовой Кодекс
(редакция от 30.12.2015)